165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского. Разговор о важном

        17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской области родился Константин Циолковский – мальчик-мечтатель, которому было суждено стать не только талантливым педагогом, но и одним из самых известных русских учёных-самоучек и основоположником такой науки, как космонавтика.

       В 2022 году исполняется 165 со дня рождения Константина Эдуардовича, и в связи с этой датой мы хотим напомнить о нескольких занимательных фактах из его биографии.

1. Именно Циолковский первым обосновал, что аппаратом для космических полётов должна стать ракета.

      Эту идею он предложил в 1903 году в своей статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кроме того, учёный разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя и определил скорость, необходимую для выхода в Солнечную систему, которую впоследствии стали называть «второй космической».

2. О полётах Константин Циолковский мечтал с детства.

         Он любил забираться на крыши и деревья, прыгать с большой высоты и рассказывал о своих «небесных» фантазиях младшему брату. Родители за это называли мальчика «птицей» и «блаженным», но со временем стали первыми «спонсорами» его изобретений.

Когда Косте исполнилось 14 лет, его отец обнаружил в его мастерской множество удивительных самодельных механизмов и, недолго думая, дал ему денег и отправил в Москву – поступать в Высшее техническое училище (сегодня МГТУ имени Баумана).

3. Школу будущему учёному закончить так и не удалось.

От поступления в училище юный Константин также отказался, записавшись вместо него в бесплатную городскую библиотеку. Дело в том, что перенесший в раннем детстве скарлатину Циолковский почти ничего не слышал из-за осложнений после болезни. Именно из-за этого его отчислили из школы за неуспеваемость – особых условий для обучения слабослышащих детей тогда предусмотрено не было.

Отсутствие документов об образовании не помешало юноше набраться знаний из книг и стать блестящим частным учителем к 19 годам, в 22 года сдать экстерном экзамены в Первой гимназии города Рязани, а затем приступить к преподаванию математики и физики в различных учебных заведениях.

4. Изобретателя не останавливали ни болезни, ни бедность.

Из-за своих «тугоухости» и мечтательности Циолковский с ранних лет подвергался насмешкам. Отчасти поэтому он отвернулся от социума и увлёкся самообразованием. Уже в подростковом возрасте, проживая в Москве, он нигде не работал, а потому мог рассчитывать только на 10-15 рублей в месяц от родителей. Из них, согласно воспоминаниям самого Константина Эдуардовича, 90 копеек уходило на чёрный хлеб, который и составлял весь его рацион. Остальное молодой учёный в течение 5 лет тратил на книги, оборудование и химические вещества для экспериментов, пока его одежда медленно превращалась в настоящие лохмотья.

Позднее всё своё учительское жалование Циолковский также тратил на научные опыты. В 1890-е годы, когда он преподавал физику в епархиальном женском училище, ему пришлось самому сконструировать себе слуховой аппарат – «особую слуховую трубу», чтобы хоть как-то слышать на уроках ответы воспитанниц.

5. Циолковский успел попробовать себя в роли писателя-фантаста. Свои идеи и результаты опытов Константин Эдуардович излагал не только в форме сухой теории. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал, что чувствует человек, попавший на спутник Земли. Значительная часть предположений, высказанных в этой книге, впоследствии была подтверждена на практике, когда человек впервые высадился на Луне.

 В нашей школьной библиотеке прошла серия библиотечных уроков к юбилею К.Циолковского. Организована юбилейная выставка. На уроках ребята познакомились с биографией ученого, узнали об интересных фактах его жизни. Совместно с учителями, воспитателями дети рисовали, играли в подвижные игры «Самолет-ракета», смотрели видеосюжеты об изобретениях, жизни и открытиях К. Циолковского.                

 Подытожили полученные знания на занятии Разговор о важном в понедельник 19 сентября. Таким образом, полученные знания не разрозненные, а систематизированные и освоенные в разных видах деятельности.